Нечеткость закона – источник трудностей

Ситуацию на туристском рынке для страховщиков на момент принятия изменений в закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" назвать беспроблемной, конечно, было нельзя. Поскольку этот рынок всегда был сложным для страховщиков как с точки зрения страховых тарифов, которые на нем применялись, так и доходности страхового бизнеса в этой отрасли. Многие страховые продукты получали и по-прежнему получают либо ограниченное применение (как страхование от невыезда), либо продаются с очень большим трудом, как, например, специальные полисы страхования для тех, кто занимается туризмом с активными способами передвижения и повышенными рисками. Такую ситуацию необходимо было поменять. Однако наиболее полно увидеть все изменения в отрасли, которые должен определить обновленный закон, позволит лишь правоприменительная практика и хозяйственная деятельность страховщиков и туроператоров.

В данный момент нас беспокоит то, что в законе многие формулировки недостаточно точны и оставляют большой простор для толкований. Размытость и возникающие противоречия существенно осложнят создание подзаконной базы. Например, в положениях статьи 17 принятого закона есть ряд прямых противоречий, связанных с периодом действия банковской гарантии и договора страхования. Статья 17.5. определяет, что «письменное требование туриста о выплате возмещения должно быть предъявлено страховщику или гаранту в течение срока действия финансового обеспечения». Однако статьей 17.6 установлено, что «требование о выплате страхового возмещения должно быть предъявлено туристом страховщику в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ».

Также формулировка страхового случая (статья 17.5) о том, что «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло в течение срока действия договора страхования ответственности», противоречит положению статьи 17.3. о том, что «требование о выплате возмещения может быть предъявлено туристом страховщику или гаранту по основаниям, возникшим как в течение срока действия финансового обеспечения, так и до начала срока действия финансового обеспечения».

Статья 17.6 нового закона впрямую противоречит Гражданскому кодексу РФ. В ней говорится, что «Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора». А в соответствии со статьей 963 Гражданского Кодекса «страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица». Каким образом будут разрешены эти нестыковки и разработаны подзаконные акты, позволяющие применить закон на практике, остается непонятным.

Я опасаюсь, что развитие ситуации в страховании туриндустрии пойдет по самому худшему сценарию, то есть формирование нормативной базы будет происходить в условиях цейтнота. Причиной для беспокойства стало то, что финансовые гарантии должны начать действовать с 1 июня, а договорная кампания между операторами и агентствами посредниками, которая должна строиться с учетом данных гарантий, пока не началась. Сегодня можно наблюдать то, о чем мы предупреждали до принятия закона – большинство страховых компаний на данный момент не готовы выработать правила страхования ответственности туроператоров и объявить о своих тарифах. Пока, насколько нам известно, ни один туроператор не получил страховой полис. Страховщики ждут типовых правил страхования ответственности туроператоров и типового договора, которые разрабатывает специально созданная рабочая группа Всероссийского союза страховщиков.

Конечно, к туроператорам, специализирующимся по различным видам туризма, интерес у страховых компаний разный. Наиболее интересны в этом отношении компании, которые работают на выезд, поскольку здесь самым ходовым страховым продуктом является медицинская страховка. Этот продукт, по-видимому, будет способствовать активизации интереса страховщиков к страхованию ответственности таких операторов.

Что касается тех, кто работает в области внутреннего туризма, то операторов, специализирующихся исключительно на этих услугах, у нас очень мало. Компании, реализующие путевки в российские санатории и курортные гостиницы, де-факто выступают в качестве турагентов. Наличие системы ОМС не стимулирует интерес страховых компаний к этому сегменту, и они вряд ли будут предлагать страховать медицинские расходы внутренних туристов. В этом виде туризма рисков значительно меньше, поскольку тут менее распространены чартерные перевозки и реже случается замена отелей. Может сложиться парадоксальная ситуация – при значительно меньших рисках на рынке внутреннего туризма страхование ответственности туроператоров может оказаться более дорогим, чем на выезд, поскольку у операторов выездного туризма страхование ответственности в большей степени носит клиринговый характер по отношению к страхованию медицинских расходов. В случае же с внутренним туризмом такой связки не просматривается.

Крайне непонятная ситуация складывается у туроператоров, специализирующихся на въездном туризме. Наши страховые компании вообще не могут страховать иностранных граждан. Потребительские права интуристов гарантированы направляющим их туроператором и их партнером в лице иностранного банка или иностранной страховой компании. Какую ответственность должны нести по отношению к ним наши туроператоры и каким образом ее страховать? На данный момент проблем в страховании туроператоров остается очень много. Тем не менее, определенные изменения на рынке туриндустрии, без сомнения, произойдут. Принятие закона простимулирует некоторый передел рынка. В большей степени этот передел произойдет в пользу тех, кто предложит более выгодные условия страхования ответственности. Особенно это касается туроператоров второго и третьего эшелонов, которые могут пойти по пути формирования соответствующих пулов для страхования своей ответственности по более выгодному тарифу. Этот вид страхования позволит появиться также новым игрокам на страховом рынке туриндустрии. Мы уже увидели новые имена страховщиков, которые заявляют о желании активно работать по ответственности, медицинским расходам и другим видам страхования. Тем не менее, я уверен, что такое перераспределение не станет глобальным переделом рынка страхования туристских услуг. Нынешние основные страховщики вряд ли окажутся за бортом, если, конечно, для этого не будет использован административный ресурс.